Усыновление и религия


Забота о детях, лишенных родительского попечения, в большинстве религиозных конфессий полагается делом не просто допустимым – богоугодным, как, впрочем, и любое проявление милосердия к нуждающимся. И официальные власти практически повсюду легализовали опеку или усыновление таких детей с большими или меньшими ограничениями.

Но вот что касается религиозного аспекта усыновления, то толкование этого акта у вероучителей различных исповеданий значительно отличается. Рассмотрим несколько наиболее распространенных в нашем мире религии (без детальных подробностей, так как религиозных течений очень много).

Христианство

У представителей этого вероисповедания, независимо, называют ли они себя католиками, православными или протестантами, усыновление и религия совершенно не вступают в противоречие между собой и с большинством ныне действующих законодательных норм в этой области. Ребенок, потерявший родителей или официально признанный таким, может быть усыновлен/удочерен супружеской парой или даже не состоящим в браке мужчиной либо женщиной.

Усыновленные сироты принимаются в семью усыновителей вровень с родными детьми, такова, во всяком случае, основополагающая идея усыновления в христианстве. Их называют не воспитанниками, а детьми, окрещивают, если ребенок не был крещен раньше, и в идеале относятся к ним полностью так, как относились бы к родным по крови, давая им свою фамилию, а порой и стремясь скрыть факт усыновления. Дать осиротевшему дитяти родительскую заботу и полноценную замену утраченной семьи, приблизить его к своему сердцу так, чтобы отсутствие кровного родства утратило свою важность – таков смысл усыновления в христианстве. Восполнить утрату, понесенную ребенком в начале жизненного пути, дать ему поддержку, благодаря которой дитя сможет вырасти счастливым, и таким образом принести благо собственной душе. Ведь любить родного ребенка – это норма, обязанность, а любить приемыша – сознательно совершаемое благое дело.

Вторым, но не менее важным смыслом может также быть обзаведение потомством. Семья – это родители и дети, так гласят христианские догмы, и если Господь не дал родить кровное потомство, то усыновление подарит возможность обрести родительское счастье – с родительским долгом, разумеется.

Разумеется, возможности взять ребенка просто на воспитание все это не исключает.

Ислам

Согласно традиционным догмам этой также весьма значимой в современном мире религии усыновление буквальное является недопустимым. А забота о детях, оставшихся без родительской заботы, тем не менее – дело похвальное и имеющее под собой ясно оговоренную основу. Большинству мусульман известны слова Пророка, о том, что кто обеспечивает сироту, будет в раю близок к самому Пророку, а дом, где заботятся о сироте – лучший. Другое дело, что формальный подход к вопросу «усыновление и религия» в исламе несколько отличен. Считается неправильным, недопустимым называть родным ребенка, рожденного другими людьми сразу по двум причинам. Во-первых, дитя имеет право знать, кто в действительности дал ему жизнь, а его род имеет право получить продолжение не только фактическое, но и официальное.

Второй причиной называется опасность кровосмешения – ребенок, считающий себя родным сыном или дочерью приемных, а не родных родителей, мог бы по неудачному стечению обстоятельств вступить в брак с родной сестрой или братом, не зная о кровном родстве, а это недопустимо.

Подведя итог, в исламе усыновления как принятия ребенка в качестве родного не предусмотрено. Воспитанник должен и может обеспечиваться заботой, любовью, но его имя должно напоминать ему о тех, кто его произвел на свет, и унаследованное от прежней семьи имущество должно сохраняться опекунами отдельно от их собственного. Таким образом, он остается формально членом своего рода, и, повзрослев, должен соблюдать ограничения связанные с этим, а также может пользоваться некоторыми возможностями. То есть, если в месте проживания такой семьи у женщин принято скрывать лицо от чужих мужчин, то женщины семьи должны будут скрывать лицо от выросшего воспитанника, а воспитанница, повзрослев будет скрывать лицо от опекуна и его сыновей, братьев и т.д., несмотря на то, что они видели ее лицо в ее детстве. Кроме того, допускается брак воспитанника с девушкой из семьи опекуна или воспитанницы – с мужчиной из семьи, ее вырастившей. Ведь родства нет ни кровного, ни формального, а значит, брак вполне законен.

А вот наследником воспитанник на правах родного также быть не может. Впрочем, опекуны могут обеспечить его будущее подарками при своей жизни и завещать ему часть состояния.

Иудаизм

Одна из древнейших распространенных религий - иудаизм – в плане усыновления придерживается взгляда, в чем-то схожего с взглядом ислама. Скрывать от ребенка, что он живет в приемной семье, значит создавать опасность нарушения важных для иудеев законов. А вот принять сироту на воспитание, особенно в бездетную семью – акт милосердия и благочестия. Древними законами оговаривается, что предпочтительно брать воспитанника из благочестивой еврейской семьи, но и ребенок нееврейского происхождения также может быть взят в семью при условии совершения над ним положенного обряда – гийюр. Это требование относится ко всем воспитанникам, рожденным от женщины-нееврейки.

Интересный момент – хотя от принятого на воспитание ребенка не следует скрывать, что он является приемным и нужно по возможности дать ему знать о том, кто были его родные отец и мать, но в знак духовной близости, которая должна воцариться между ребенком и приемной семьей, допускается дать ему новое имя. Для воспитанника, рожденного не евреем, это особенно актуально, так как предполагается, что в новой семье ему дадут еврейское воспитание и постараются сделать его достойным членом еврейского сообщества.

Буддизм

Что касается этой древней и очень толерантной религии, то ее последователям совершенно не возбраняется брать детей как на усыновление полностью, так и на воспитание в качестве воспитанников. Забота о сиротах полагается в любом случае делом достойным и позволяющим благотворно повлиять на свои будущие перерождения в этом мире или восхождение на более высокую ипостась. Так же, как и в христианстве, допустимо назвать сироту или ребенка, оставленного родителями, родным наравне со своими собственными и даже сделать его основным наследником, ведь буддизм говорит о том, что родство душ важнее физического.